ФГБУ ИПЛ по г. Санкт-Петербургу

 

 


 

 

 

 


 
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ИПЛ СПб В настоящее время в сфере регламентации систем противопожарной защиты при строительных работах существуют серьезные пробелы, которые ведут к нанесению не только материального ущерба, но и к потерям человеческих жизней.

В рамках рассмотрения законопроекта об усовершенствовании институтов негосударственного контроля над соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях, а также об устранении пробелов в области правового регулирования, хочется обратить внимание на существенную проблему в области обеспечения пожарной безопасности в части оценки соответствия элементов системы противопожарной защиты объектов требованиям безопасности.
Актуальность проблемы обусловлена устойчивыми тенденциями роста потерь людей и нанесения ущерба территориям в результате аварий и катастроф.
Система противопожарной защиты является неотъемлемой составной частью оснащения предприятия современными средствами техники безопасности и охраны труда. Поскольку технические средства непрерывно усложняются, повышается эффективность и расширяется их специализация, они должны быть грамотно рассчитаны и спроектированы. Большое значение имеет глубокое изучение свойств и специфических особенностей и условий работы системы защиты и ее элементов. Оценка соответствия и подтверждение функциональных характеристик элементов разных систем противопожарной защиты должна осуществляться квалифицированными специалистами (экспертами), обладающими практическим опытом и специальными знаниями в данной сфере исследований.
Во главе должен стоять принцип приоритета безопасности жизни и здоровья людей. Это означает, что ни одно решение нельзя считать приемлемым, если оно не гарантирует должную степень безопасности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Эффективность затрат определяется социальными и экономическими пока­зателями. Конечным результатом мероприятий по обеспечению пожарной безопасности являются предотвращенные потери, которые рассчитываются исходя из вероятности возникновения пожара и возможных экономических потерь от него до и после реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте. Затраты следует считать эффективными с социальной точки зрения, если они обеспечивают выполнение норматива по защите от воздействия на людей опасных факторов пожара.
На основании ежегодных анализов исследования пожаров, происшедших на территории Санкт-Петербурга, более чем в 30% случаев на объектах, оборудованных системами противопожарной защиты, они не выполнили свою основную функцию. Как показали проверки, их неэффективная работа вызвана ненадлежащим качеством монтажа этих систем. Многие организации, выполняющие монтаж, не всегда располагают в полной мере квалифицированными специалистами и лабораторно-аналитическими приборами для проведения контроля качества. При этом отсутствие в штате организаций заказчика работ и услуг, осуществляющих приемку вы­полненных работ, экспертов по оценке качества и эффективности смонтированных систем противопожарной защиты не позволяет выявить дефекты и нарушения на стадии ввода систем в эксплуатацию, а зачастую и на стадии проектирования.
Анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации, регулирующих отношения в области соблюдения требований в сфере обеспечения пожарной безопасности в сфере осуществления строительного надзора и строительного контроля показывает, что оценка соответствия элементов систем противопожарной защиты, как правило, возложена на руководителя объекта, производителя работ или заказчика работ. При этом хочется отметить, что зачастую данные категории должностных лиц в первую очередь заинтересованы в сокращении сроков производства работ, снижении затрат на производство данного ответственного вида работ и извлечении максимальной выгоды, а уже во вторую очередь обращают внимание на содержание и качество.

По статистике в период январь — декабрь 2013 года произошло 153 208 пожаров, нанесен прямой материальный ущерб на сумму 13 732 395 тыс. руб., уничтожено 35 910 строений.

Наиболее остро данная проблематика выражена на объектах социальной сферы: в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, на объектах здравоохранения и культуры. Приемку работ здесь осуществляют непосредственно сотрудники учреждений, которые не обладают специальными знаниями и практическим опытом оценки качества работ в области пожарной безопасности. И в первую очередь они формируют выводы о соответствии выполненных работ на основании перечня документов и оборудования, изложенного в техническом задании, которые часто также подготовлены некомпетентными в этой области специалистами. В данном случае доминирующим аргументом качества является выполнение работ аккредитованной организацией, что при существующих инструментах лицензионного контроля достаточно необъективно, так как зачастую органы, его осуществляющие, в полной мере не могут оценить выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами. Данное обстоятельство обусловлено, в первую очередь, тем, что лицензиат выполняет свои работы на объектах иных юридических лиц, которые не заинтересованы в излишнем внимании органов, осуществляющих федеральный пожарный надзор, и, соответственно, в качестве зачастую непреодолимого барьера выступают положения федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А органы федерального пожарного надзора не наделены полномочиями по рассмотрению проектной документации и по приемке и вводу в эксплуатацию.
Руководители при проведении конкурсных процедур по выбору подрядчика для создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта или отдельных ее элементов зачастую не учитывают экономическую эффективность затрат. Здесь необходимо планировать стоимость приобретения средств и установки противопожарной системы, эксплуатационных расходов на их содержание, средства на контроль качества, оценку функциональных характеристик и прогноз предотвращенных потерь, которые случились бы в результате пожара, взрыва или другого чрезвычайного происшествия, вызванного действием опасных факторов воспламенения.

 
ИПЛ СПб

Не нужно забывать, что средства защиты не являются инструментом непосредственного извлечения доходов. При этом одна из эффективных форм оценки соответствия объектов защиты — экспертиза (предусмотренная ст. 144 ФЗ №123) — практически не применяется. И это на фоне существенного пробела в нормативно-правовых документах по пожарной безопасности, которые определяли бы порядок и методы оценки эффективности и соответствия функциональных характеристик систем противопожарной защиты, предусмотренных ФЗ №123.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов относятся к капитальному ремонту объектов. Капитальный ремонт является одним из элементов градостроительной деятельности, осуществляющейся с соблюдением требований технических регламентов.
Учитывая определение сетей инженерно-технического обеспечения объектов, используемое в Федеральном законе № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятого в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения, в том числе, функций обеспечения безопасности. Соответственно, работы по проектированию, монтажу, наладке и эксплуатации систем противопожарной зашиты зданий относятся к капитальному ремонту зданий и включают огнезащитные работы по повышению пределов огнестойкости конструкций зданий, работы по созданию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, автоматического пожаротушения, систем аварийной противодымной вентиляции.
Состав и требования к проектной документации применительно, в том числе, и к содержанию ее разделов при проведении капитального ремонта устанавливаются на государственном уровне, а именно — Постановлением Правительства Российской Федерации №87.
В соответствии с положением о составе разделов проектной документации, она состоит из текстовой и графической частей, при этом раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» должен содержать текстовую часть, содержащую перечень зданий и их частей, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматическими системами противопожарной защиты, описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, алгоритма работы систем противопожарной защиты и графическую часть, содержащую структурные схемы систем противопожарной защиты и схемы эвакуации людей из здания.
Обращаем внимание, что требования носят обобщенный характер (на уровне описания и структурных схем) и не содержат требований к спецификации оборудования и графической части, отражающей основные принципы подключения и управления системами, что зачастую является недостаточным для реализации современных многоуровневых систем противопожарной защиты. Также данное положение не отражает требований к проектной документации на производство огнезащитных работ. Данные требования нашли свое отражение в СП 2.13130, но и то, в недостаточно полном объеме.
В соответствии с и. 4 рассматриваемого положения, в целях реализации в процессе строительства решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей доку­ментации» устанавливает основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения. При этом данный стандарт отмечает, что понятие «строительство» включает в себя новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт объектов капитального строительства. Данный стандарт устанавливает, что полный комплект рабочей документации — это совокупность основных комплектов рабочих чертежей, необходимых для строительства здания или сооружения, дополненных прилагаемыми и ссылочными документами.
Рабочая документация используется непосредственно на строительстве, поскольку материалы стадии проектирования не содержат в полном объеме необходимых и полноценных данных и сведений для осуществления качественного строительства. Рабочая документация — это очень сложная и от­ветственная часть проектирования, и только с помощью нее можно с максимальной точностью определить затраты на строительно-монтажные работы.
Хочется отметить, что, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов. Также не подлежит подтверждению соответствия рабочая документация для элементов систем противопожарной защиты объектов. Но если этот пробел в сфере технического регулирования нивелируется, то для вновь строящихся и реконструируемых объектов, на которые необходимо получение разрешения на строительство в рамках полномочий и деятельности органов, осуществляющих государственный строительный надзор, то для объектов капитального ремонта в части проектирования и монтажа технических средств противопожарной защиты и выполнения огнезащитных работ, направленных на обеспечение требуемого предела огнестойкости конструкций, отсутствие обязательных требований подтверждения соответствия в сфере технического регулирования представляет не пробел, а бездонную пропасть, негативно влияющую на общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, определенные Федеральным законом № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности».

Для обеспечения пожарной безопасности на строительных объектах необходимо ввести обязательную процедуру подтверждения соответствия работ и услуг на всех стадиях жизненного цикла зданий.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса, не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы. Хочется обратить внимание, что требования кодекса регулируют отношения в части разработки и согласования проектной документации и не рассматривают вопросы подтверждения соответствия в отношении рабочей документации. которая и является основой для выполнения строительных и монтажных работ.
На основании изложенного в целях реализации основных принципов зако­нодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопас­ности предлагается ввести обязательную процедуру подтверждения соответствия работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов в форме экспертизы, предусмотренной ст. 144 Федерального закона № 123-ФЗ.
Более в чем в 100 странах мира применяются инструменты и технические стандарты, направленные на защиту собственности, жизни и здоровья, созданные для поддержки страховых компаний в области управления рисками, в том числе, по оценке эффективности систем противопожарной защиты объектов. Данные стандарты, разработанные Vds и FM Global, зачастую содержат более жесткие требования по сравнению с национальными. При этом они являются основополагающими для добросовестных поставщиков товаров и услуг в области обеспечения пожарной безопасности, а также служат основой для определения рисков при страховании объектов от ущерба в случае возникновения пожара.
Введение обязательной формы оценки соответствия работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности позволит эффективно защитить потребителей от недобросовестных поставщиков услуг и работ, как в общем на рынке, так и в рамках развития контрактной системы, повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на обеспечение пожарной безопасности, снизить коррупционную составляющую при проведении мероприятий по контролю, проводимых органами строительного надзора и органами федерального пожарного надзора, существенно сократить применение схем «откатов» при реализации контрактов на выполнение работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности, так как высвобождение средств для данных схем от общей стоимости работ образуется именно за счет применения ненадле­жащего оборудования и невыполнения ряда работ, предусмотренных комплектом рабочей документации.
Введение данного инструмента не требует дополнительных финансовых затрат из бюджетных средств и может быть реализовано путем внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов.

«СТРОЙПРОФИ» № 5 (21) 2014
С. В. УТКИН, начальник Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по городу Санкт-Петербургу» (ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по г. Санкт-Петербургу»), полковник внутренней службы

 

 

ФГБУ "СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
"ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
197046, Санкт-Петербург, ул. Пеньковая, д. 6 т/ф: (812) 230-56-17 230-52-80