ФГБУ ИПЛ по г. Санкт-Петербургу

 

 


 

 

 

 


 

Независимая оценка качества работ в области пожарной безопасности

 

В настоящий момент времени наиболее часто возникают вопросы о усовершенствовании институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях, устранение правовых пробелов в области правового регулирования обеспечения пожарной безопасности, хочется обратить внимание на существенную проблему в области обеспечения пожарной безопасности в части оценки соответствия элементов системы противопожарной защиты объектов.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности населения и территории? от ЧС природного и техногенного характера обусловлена устойчивыми тенденциями роста потерь людей?, ущерба территориям в результате аварии? и катастроф.
Эффективное функционирование систем пожарной? безопасности объектов зависит от рационального использования сил и средств, что обеспечивает оптимизацию затрат на обеспечение пожарной? безопасности.
При оценке эффективности систем пожарной? безопасности предлагается учитывать основополагающие принципы норм технического регулирования, по которым должна строиться система противопожарной защита объекта.
Системы противопожарной защиты является неотъемлемой составной частью оснащения предприятия современными средствами техники безопасности и охраны труда, а также ключевой составляющей системы пожарной безопасности объектов защиты. Поскольку технические средства пожарной защиты непрерывно усложняются, повышается эффективность и расширяется их специализация, они должны быть грамотно рассчитаны и спроектированы. Важное значение имеет глубокое изучение свойств специфических особенностей и условий работы системы защиты и ее элементов. Соответственно оценка соответствия и подтверждение функциональных характеристик элементов систем противопожарной защиты должно осуществляться квалифицированными специалистами (экспертами), обладающих практическим опытом работы и специальными знаниями в данной сфере исследований.
Принцип приоритета безопасности жизни и здоровья людей?, который? выражает конституционные права граждан Российской Федерации на защиту государством их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Это означает, что ни одно решение нельзя считать приемлемым, если оно не гарантирует должную степень безопасности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Эффективность затрат на обеспечение пожарной? безопасности определяется социальными и экономическими показателями.
Конечным результатом мероприятии? по обеспечению пожарной? безопасности являются предотвращенные потери, которые рассчитывают исходя из вероятности возникновения пожара и возможных экономических потерь от него до и после реализации мероприятии? по обеспечению пожарной? безопасности на объекте. Оценка эффективности затрат на обеспечение пожарной? безопасности объектов является обязательным условием при технико-экономическом обосновании мероприятии? по обеспечению пожарной? безопасности.
Затраты на обеспечение пожарной? безопасности следует считать эффективными с социальной? точки зрения, если они обеспечивают выполнение норматива по защите от воздействия на людей? опасных факторов пожара. При этом оценивается эффективность всего цикла реализации мероприятия по обеспечению пожарной? безопасности на период времени всего жизненного цикла объекта, включающего в себя время проведения проектно изыскательских работ, время проведения монтажных и пусконаладочных работ, а также время использования результатов выполненных работ по созданию системы обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты.
 На основании ежегодных анализов исследования пожаров, происшедших на территории Санкт-Петербурга, более чем в 30% случаев на объектах, оборудованных системами противопожарной защиты существующие системы противопожарной защиты не выполнили свою основную функцию. Низкий уровень эффективности срабатывания систем противопожарной защиты на данных объектах не позволил своевременно, на ранней стадии обнаружить возникновение пожаров, что привело к их позднему обнаружению и значительному развитию. Последствиями этого стали причиненный значительный материальный ущерб, а в ряде случаев и гибель людей.
Как показали проверки, не эффективная работа систем противопожарной защиты вызвана ненадлежащим качеством работ организациями, выполняющих работы по монтажу этих систем. Данные организации не всегда располагают в полной мере квалифицированными специалистами и лабораторно-аналитическими приборами для проведения контроля качества. При этом отсутствие в штате организаций заказчика работ и услуг, осуществляющих приемку выполненных работ, квалифицированных специалистов по оценке качества и эффективности смонтированных систем противопожарной защиты, не позволяет выявить дефекты и нарушения на стадии ввода систем в эксплуатацию, а за частую и на стадии проектирования.
Анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации, регулирующих отношения в области соблюдения нормативных требований в области обеспечения пожарной безопасности, в области осуществления  строительного надзора и строительного контроля показывает, что оценка соответствия элементов систем противопожарной  защиты, являющейся одной из основных  элементов системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, как правило возложена  на руководителя объекта, производителя работ или заказчика работ. При этом хочется отметить, что за частую данные категории должностных лиц в первую очередь заинтересованы в сокращении сроков производства работ, снижение затрат на производство данного ответственного вида работ и извлечение максимальной выгоды, а уже во вторую очередь обращают внимание на содержание и качество.
Наиболее остро данная проблематика выражена на объектах социальной сферы, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, объекты здравоохранения и культуры. Приемку работ в области обеспечения пожарной безопасности на перечисленных объектах осуществляют, непосредственно сотрудники учреждений, которые не обладают специальными знаниями и практическим опытом оценки качества работ в области пожарной безопасности. И в первую очередь формируют выводы о соответствии выполненных работ, на основании перечня документов и оборудования, изложенного в техническом задании на выполнение работ, которые, как правило, также подготовлено некомпетентными в этой области специалистами. В данном случае, доминирующим аргументом качества, является выполнение работ лицензированной организацией, что при существующих инструментах лицензионного контроля достаточно необъективно. Так как зачастую органы, осуществляющие лицензионный контроль в полной мере не могут оценить не выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами. Данное обстоятельство обусловлено, в первую очередь тем, что лицензиат выполняет свои работ на объектах иных юридических лиц, которые не заинтересованы в излишнем внимание органов осуществляющих федеральный пожарный надзор, и соответственно в качестве, зачастую непреодолимого барьера, выступают положения федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А органы федерального пожарного надзора не наделены полномочиями по рассмотрению проектной документации и полномочиями по приемке и вводу в эксплуатацию.
 Сложившиеся ситуация вызывает серьезную озабоченность качеством производства работ по обеспечению систем противопожарной защиты объектов, а соответственно и эффективностью расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программы в области обеспечения пожарной безопасности из различных источников бюджета.
Руководители объектов защиты при проведении конкурсных процедур по выбору подрядчика для создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта или отдельных ее элементов зачастую не учитывают экономическую эффективность затрат на создание системы. Которая должна включать анализ затрат на приобретение средств и установок противопожарной системы, эксплуатационных расходов на их содержание, средств на контроль качества, оценку функциональных характеристик и прогноз предотвращённых потерь, которые случились бы в результате пожара, взрыва и другого чрезвычайного происшествия, вызванного действием опасных факторов пожара.
Не нужно забывать, что средства защиты не являются инструментом непосредственного извлечения доходов.
При этом одна из эффективных форм оценки соответствия объектов защиты, экспертиза, предусмотренная ст.144 123-ФЗ практически не применяется. И это на фоне существенного пробела в нормативно-правовых документах по пожарной безопасности, которые определяли бы порядок и методы оценки эффективности и соответствия функциональных характеристик систем противопожарной защиты, предусмотренных 123-ФЗ.
В соответствии с часть 6 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 года «О введение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» «До вступления в силу в  установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия документации по планировке территорий, проектной документации, а также результатов инженерных изысканий, работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и объектов капитального строительства, построенных, реконструированных, отремонтированных, требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Градостроительному  кодексу  Российской Федерации». 
В соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сфера применения данного закона - разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Так же данный закон дает понятие оценке соответствия и подтверждения соответствия, именно документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с положениями Градостроительного  кодекса  Российской Федерации восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов относиться к капитальному ремонту объектов. Капитальный ремонт является одним из элементов градостроительной деятельности осуществляющийся с соблюдением требований технических регламентов.
Учитывая определение сетей инженерно-технического обеспечения объектов, используемое в Федеральном законе № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятого в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения, в том числе функций обеспечения безопасности.
Соответственно работы по проектированию, монтажу, наладки и эксплуатации систем противопожарной зашиты зданий относятся к капитальному ремонту зданий. Включая огнезащитные работы по повышению пределов огнестойкости конструкций зданий, работы по созданию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, автоматического пожаротушения, систем аварийной противодымной вентиляции.
В соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации при проведении капитального ремонта объектов строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства должна разрабатываться проектная документации содержащая  материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно, в том числе к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта устанавливаются Правительством Российской Федерации. А именно постановлением правительства Российской Федерации №87.
В соответствии с положением о составе разделов проектной документации проектная документация состоит из текстовой и графической частей, при этом раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» должен содержать текстовую часть, содержащую перечень зданий и их частей, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматическими системами противопожарной защиты, описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, а также алгоритма работы систем противопожарной защиты. И графическую часть, содержащую структурные схемы систем противопожарной защиты и схемы эвакуации людей из здания.
Обращаем внимание, что требования носят обобщенный характер на уровне описания и структурных схем, и не содержат требований к спецификации оборудования и графической части, отражающей основные принципы подключения и управления системами, что зачастую является недостаточным для реализации современных многоуровневых систем противопожарной защиты. Так же данное положение не отражает требований к проектной документации на производство огнезащитных работ. Данные требования нашли свое отражение в СП 2.13130, но и то в недостаточно полном объеме.
В соответствии с п.4 рассматриваемого положения, в целях реализации в процессе строительства решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации» устанавливает основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения. При этом данный стандарт отмечает, что понятие «строительство» включает в себя новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт объектов капитального строительства. Данный стандарт устанавливает понятие, что полный комплект рабочей документации - совокупность основных комплектов рабочих чертежей, необходимых для строительства здания или сооружения, дополненных прилагаемыми и ссылочными документами.
Рабочая документация используется непосредственно на строительстве, поскольку документацию стадии проектирования не содержит в полном объеме необходимых и полноценных данных и сведений для осуществления качественного строительства. Рабочая документация - это очень сложная и ответственная часть проектирования, и только с помощью нее можно с максимальной точностью определить затраты на строительно-монтажные работы.
Хочется отметить, что в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов. Так же не подлежит подтверждению соответствия рабочая документация для элементов систем противопожарной защиты объектов.
Но если это пробел в сфере технического регулирования нивелируется, для вновь строящихся и реконструируемых объектов на которые необходимо получение разрешения на строительство, в рамках полномочий и деятельности органов, осуществляющих государственный строительный надзор, и то не в полном объеме. Так как зачастую они не располагают технической возможностью объективной оценке функциональных характеристик систем противопожарной защиты. И не используют в своей деятельности правовые инструменты, предусмотренные нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность в области государственного строительного надзора. А именно возможности, предусмотренные положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54, проведения (назначения) органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
То для объектов капитального ремонта, в части проектирования и монтажа технических средств противопожарной защиты и выполнения огнезащитных работ, направленных на обеспечение требуемого предела огнестойкости конструкций, отсутствие обязательных требований подтверждения соответствия в сфере технического регулирования представляет  не пробел, а бездонную пропасть, негативно влияющую на общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, определенные Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы. Хочется обратить внимание, что требования кодекса, регулирует отношения в части разработки и согласования проектной документации, и не рассматривают вопросы подтверждения соответствия в отношении рабочей документации, которая и является основой для выполнения строительных и монтажных работ.
Далее необходимо проанализировать порядок осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, который регулируется Градостроительным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Виды работ по монтажу систем противопожарной безопасности должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими лицензию на право выполнения данных работ.
При этом градостроительный кодекс определяет, что контроль и организацию строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта по обеспечению соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, осуществляет производитель работ непосредственно, или заказчик работ, и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Также Градостроительный кодекс обязывает лицо, осуществляющее строительство проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации. Порядок проведения строительного контроля устанавливаться Постановлением правительства от 21.06.2010 года «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. 
Положение о строительном контроле предусматривает право подрядчика при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. Согласно положениям ст. 55.8 ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам. Кроме указанного Положения существует СП 48.13330.2011 "Организация строительства", который также регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля. Согласно п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль предоставленной застройщиком проектной документации, включая анализ и рабочей документации. Так же порядок строительного контроля определяет Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства - СДОС-03-2009, которое также предусматривает привлечение специализированных организаций для проведения лабораторных исследований и контрольных измерений.
В ходе осуществления деятельности СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу, как экспертной организацию по участию в мероприятиях по контролю, проводимых органами федерального пожарного надзора по соблюдению нормативных требований пожарной безопасности на объектах защиты, более чем в 70% случаев, устанавливаются факты несоответствия элементов систем противопожарной защиты нормативным требованиям по пожарной безопасности. На основании проведенных исследований и испытаний делается вывод о невозможности данными система выполнить функции, предусмотренные техническими регламентами.
Хочется привести пример одного из семинаров, проводимых УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу с организациями, осуществляющими работы и услуги в области обеспечения пожарной безопасности. Представители ряда организаций, на доводы представителей УНД о низком уровне качества выполняемых работ, и не проведении входного контроля проектной документации для производства работ, заявили, что в штате организаций отсутствую специалисты для проведения входного контроля и оценки качества, и если заказчик принял эти работы, то они, безусловно выполнены надлежащим образом.
 Ранее мы уже обращали внимание, что ни непосредственный исполнитель, ни заказчик работ, зачастую не могут осуществлять полноценный контроль над качеством данного вида работ в связи с отсутствием в штате специалистов соответствующей квалификации и отсутствием необходимого контрольно-измерительного оборудования. Учитывая несовершенство возможностей лицензионного контроля, можно сделать вывод, что добровольные формы подтверждения соответствия выполняемых работ по созданию систем противопожарной защиты объектов неэффективны. Соответственно необходимо создание инструментов правового регулирования обеспечивающих обязательное подтверждение соответствия систем автоматической противопожарной защиты требованиям технических регламентов.
В подтверждение, считаем необходимым привести пример результатов, одной из комплексных судебной пожарно-технической и оценочно-строительной экспертизы. Предметом экспертного исследования, были смонтированные системы автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.  По результатам конкурсных процедур, подрядчик выполнил работы по монтажу данных систем с 1500000 рублей. В ходе проведенного исследования, были сделаны следующие выводы: смонтированные системы противопожарной защиты не могут выполнить функции, предусмотренные техническим регламентом, и не соответствуют нормативным требованиям по пожарной безопасности; сметная стоимость выполнения монтажных и пусконаладочных работ по данным системам составляет 4800000 рублей; необходимые затраты на выполнение работ по приведению систем в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности составят 1800000 рублей. Стоимость работ необходимых для приведения систем в соответствии с нормативными требованиями превышает стоимость, предусмотренную договором на проведение всего комплекса работ. Это свидетельствует о том, что изначально средства, выделенные на создание элементов систем противопожарной защиты израсходованы не целесообразно, деньги потрачены а результат не достигнут. Как не парадоксально, но выбор подрядчика по принципу наименьшей цены, доминирует при проведении конкурсных процедур над принципами эффективности и качества. Русская народная пословица гласит: «Скупой платит дважды». Но при этом хотеться отметить, что человеческая жизнь бесценна. Так же в наше время встречается интерпретация приведенной народной мудрости: «Скупой платит дважды, недальновидный платит трижды, а дурак платит всегда». И именно данная интерпретация отражает необходимость обязательного регулирования в данной сфере деятельности. 
На основании изложенного, в целях реализации основных принципов законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности, предлагается ввести обязательную процедуру подтверждения соответствия работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов, в форме экспертизы, предусмотренной ст. 144 Федерального закона № 123-ФЗ.
Хочется отметить, что в соответствии со ст.94    Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнение контракта включает в себя комплекс мер, в том числе проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.

Более в чем в 100 странах мира применяются инструменты и технические стандарты, направленные на защиту собственности, жизни, здоровья, созданные для поддержки страховых компаний в области управления рисками. Учитывая, что данные стандарты, разработанные Vds и FM Global, зачастую содержат более жесткие требования, по сравнению с национальными стандартами, содержащими требования пожарной безопасности. При этом они являются основополагающими для добросовестных поставщиков товаров и услуг в области обеспечения пожарной безопасности. А также служат основой для определения рисков при страховании объектов от ущерба в случае возникновения пожара. Что также является существенным элементом защиты страховых компаний.
Введение данного инструмента не требует дополнительных финансовых затрат из бюджетных средств и может быть реализовано путем принятия в установленном порядке Правительством Санкт-Петербурга, нормативно-правового  акта, в рамках реализации положений ст. 7 Закона Санкт-Петербурга «О пожарной безопасности», принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 июня 2005 года (в ред. Законов Санкт-Петербурга от 16.01.2006 N 767-1,  от 21.11.2008 N 688-123, от 01.04.2010 N 140-47, от 19.01.2011 N 771-10). Данный нормативно правовой акт должен содержать основные требования к объему и составу документации на выполнение работ в области обеспечения пожарной безопасности, стадии создания элементов систем обеспечения пожарной безопасности на которых в обязательном порядке осуществляется независимый контроль, периодичность, порядок и методы контроля, требования к экспертным организациям которые могут осуществлять данный вид независимого негосударственного контроля.  По нашему мнению, функции по подтверждению соответствия функциональных характеристик систем обеспечения пожарной безопасности, наиболее целесообразно, возложить на экспертные организации, аккредитованные, в установленном законом порядке, на участие в мероприятиях по контролю, проводимые органами государственного контроля (надзора) по соблюдению нормативных требований в области обеспечения пожарной безопасности.

В заключении хочется отметить, что первоочередным вопросом, который возникнет при обсуждении необходимости введения предлагаемого нормативно-правового акта, это дополнительная нагрузка на бизнес. При этом ранее мы уже приводили пример, наглядно демонстрирующий возможности защиты бизнеса, с применением данного инструмента, от недобросовестных поставщиков услуг.  Но дополнительно хочется рассмотреть условный пример, работы данного инструмента, с точки зрения финансовых затрат. Заказчик определил необходимость создания или модернизации системы обеспечения пожарной безопасности объекта. Для этих целей он проводит конкурсные процедуры, определяя максимальную цену контракта на основании запроса цен да данные услуги, на создание проектной документации. Хочется подчеркнуть, именно проектной документации, а не полного комплекта проектной документации, данную характерную ошибку мы рассматривали выше, которая ведет к невозможности объективной оценки стоимости работ, и невозможности в последствии выполнить работы в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности. В рамках рассматриваемого примера, допустим, что заказчик учел эту особенность создания проектной документации, и определил максимальную стоимость работ в 1000 рублей. В условиях сложившейся практики государственных закупок, при выборе поставщика, заказчик будет руководствоваться ценой, отодвигая на второй план полноту и качество работ, а с учетом законодательства о контрактной системе, поставщик может предложить стоимость выполнения работ на 25% ниже максимальной цены, дополнительно не обосновывая предлагаемую цену. Соответственно, прогнозируемая цена контракта будет 750 рублей. Далее заказчик, на основании разработанной документации рассчитывает стоимость производства работ, допустим 10000 рублей, но кто в данном рассматриваемом случае объективно может подтвердить, что данная цена учитывает все необходимые затраты на создание системы безопасности, провидимому только заказчик, в лице назначенного должностного лица который осуществлял приемку работ. Возникает вопрос о компетентности данного должностного лица, как мы уже говорили, в большинстве случаев, заказчик не имеет в штате специалистов соответствующей квалификации.
Далее заказчик проводит конкурсные процедуры на производства работ, исходя из определенной максимальной стоимости в 10000 рублей. При этом стоимость работ по контракту, с учетом положений законодательства, снизиться до 7500 рублей, и это при том обстоятельстве, что нет объективной гарантии, что максимальная цена была определена правильно, с учетом всех необходимых затрат на создание полноценно функционирующей системы безопасности. По условиям контракта на объекте выполняются работы (наносятся огнезащитные покрытия, прокладываются кабельные линии, устанавливается оборудование), и результат данных работ, как правило по объему установленного оборудования и выполненных работ, а не по оценке функциональных характеристик системы, предусмотренных нормами технического регулирования, принимается заказчиком. А именно назначенным должностным лицом, чей уровень квалификации в этой области остается под большим вопросом. Заказчик выполнил намеченную задачу, система безопасности создана, бюджетные средства израсходованы, при этом достигнута значимая экономия данных средств. В рассматриваемом примере это 25% от выделенных средств. Квалифицированные специалисты или эксперты на стадии создания системы безопасности не привлекались.  По истечении времени независимую экспертную оценку, созданной системе пожарной безопасности, при этом абсолютно безвозмездно, могут дать следующие обстоятельства:
Плановая или внеплановая проверка инспектора федерального государственного пожарного надзора, по результатам которой, в случае выявления нарушений в части созданной системы пожарной безопасности, последует административное наказание. А в дальнейшем поиск средств и проведение конкурсных процедур по приведению созданной системы в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности. Но это всего лишь дополнительные средства и время.
Другой вероятный эксперт, абсолютно бескомпромиссный – ПОЖАР. Пожар не только ведет к значимому материальному ущербу, но и не редко к гибели людей, а человеческая жизнь не соизмерима ни с каким материальным ущербом. В случае пожара материальных средств и времени потребуется значительно больше для нормального функционирования объекта.
Теперь рассмотрим ситуацию с участием экспертной организации. Стоимость экспертных услуг на рынке в зависимости от целей исследования и применяемых методов, а также оборудования варьируется от 3 до 10%. В рассматриваемом условном случае примем максимальную стоимость экспертных услуг 10%. При привлечении экспертной организации заказчик будет обладать полноценной информацией о качестве и полноте выполненных работ и оказанных услуг, до момента приемки выполненных работ и выполнения взаиморасчетов по контракту, и своевременно требовать устранения всех выявленных недостатков, и полноты выполнения работ и услуг в рамках заключенных контрактов. В случае привлечения экспертной организации, достигается обоснованная экономия бюджетных средств в объеме 15% от планируемых затрат, и обеспечивается высокий уровень эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечения пожарной безопасности.
Введение обязательной формы оценки соответствия работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности позволит эффективно защитить потребителей от недобросовестных поставщиков услуг и работ, как, в общем, на рынке, так и в рамках развития контрактной системы. Позволит повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на обеспечение пожарной безопасности. Позволит существенно сократить применение схем «откатов» при реализации контрактов на выполнение работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности, так как высвобождение средств для данных схем, от общей стоимости работ, образуется именно за счет применения ненадлежащего оборудования и не выполнения ряда работ, предусмотренных комплектом рабочей документации.


ФГБУ «СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
«ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ»
197046, Санкт-Петербург, ул. Пеньковая, д. 6
т/ф: (812) 230-56-17
, 230-52-80