ФГБУ ИПЛ по г. Санкт-Петербургу

 

 

 


 

 

 

 


 
 

Методология анализа нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий.



При производстве пожарно-технических экспертиз в части нарушений в области норм и правил пожарной безопасности, зачастую на разрешение эксперта ставятся вопросы: «Создают ли выявленные нарушения требований пожарной безопасности угрозу возникновения пожара?», «Способствуют ли выявленные нарушения требований пожарной безопасности развитию пожара?», «Создают ли выявленные нарушения требований пожарной безопасности угрозу жизни или здоровью людей при эвакуации в случае пожара?», «Создают ли выявленные нарушения требований пожарной безопасности угрозу пожарным и спасательным подразделениям при проведении работ по тушению пожара и аварийно-спасательных работ?».
Принимая во внимание, что в настоящий момент не существует общепринятого понятия угрозы жизни и здоровью людям в случае возникновения пожара, а так же отсутствие общепринятых единых методик экспертных оценок нарушений норм и правил пожарной безопасности, на основании опыта исследования пожаров специалистами ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ по г. Санкт-Петербургу» и научно-методической литературы в области прогнозирования пожаров, целесообразно использовать следующий методологический подход к производству данных типов исследования в области нарушений норм и правил пожарной безопасности:

1. Сбор и оценка объективных и достоверных данных, характеризующих противопожарное состояние объекта.
- данные о вводе объекта в эксплуатацию, данные о техническом перевооружении, перепланировках, капитальном ремонте объекта;
- данные о функциональном назначении объекта;
- данные о степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности объекта;
- данные о разработке СТУ (специальных технических условий) на объект;
- данные о противопожарных преградах объекта;
- данные о количестве и типе систем АППЗ (автоматической противопожарной защиты) объекта (СПС, АУПТ, СОУЭ, ПДЗ, ВПВ);
- данные о состоянии электросети объекта;
- данные о распорядительно-организационных документах в области пожарной безопасности объекта (назначение ответственного за пожарную безопасность объекта, определение мест для курения, инструкция о противопожарной мероприятиях и др.);

2. Осмотр объекта.
В соответствии со статьями 176, 177, 180 УПК РФ, осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.
Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
Протокол осмотра является источником доказательств по делу, а также средством процессуального оформления и закрепления обнаруженных при осмотре доказательств. В протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании. В протоколах также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производились осмотр или освидетельствование, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.
В соответствии со статьями 27.8, 28.3 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в числе других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и осмотрпринадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа, т.е. органа, осуществляющие государственный пожарный надзор.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и не менее двух понятых. В случае необходимости при осмотре может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об осмотре помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
         Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
         В соответствии со ст.25.8 КоАП РФ, специалист обязан участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий и удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
В протоколе осмотра необходимо сделать отметку об участии в его проведении всех присутствующих лиц, в том числе и специалиста, разъяснить им права и обязанности, и, после завершения всех действий ознакомить их с содержанием протокола и взять с них подписи.
При необходимости дополнительного уточнения обстановки и изъятия вещественных доказательств составляется дополнительный протокол осмотра с соблюдением всех процессуальных действий.
При осмотре объекта, с целью  выявления нарушений требований нормативных документов в области пожарной безопасности, в протоколе осмотра следует отразить следующие моменты:

2.1. Объёмно-планировочные и конструктивные решения объекта.
- выделение пожарных отсеков, а так же отдельных групп помещений и лестничных клеток, соответствующими противопожарными преградами (СНиП 21-01-97*, 123-ФЗ, СП 4.13130.2013).
Для измерения нормативных расстояний используются рулетка, лазерный дальномер;
- заполнение проёмов в противопожарных преградах (СНиП 21-01-97*, 123-ФЗ, СП 4.13130.2013) (места пересечения технологического оборудования противопожарных преград, установка противопожарных дверей с соответствующим пределом огнестойкости);
- геометрические параметры эвакуационных путей и выходов (СНиП 21-01-97*, 123-ФЗ).
Для измерения нормативных расстояний используются рулетка, лазерный дальномер;
- геометрические параметры лестничных маршей, высота и проступь ступеней (СНиП 21-01-97*, 123-ФЗ).
Для измерения нормативных расстояний используются рулетка, лазерный дальномер;
- установку противопожарных клапанов в местах пересечения воздуховодов общеобменной вентиляции с противопожарными преградами с соответствующим пределом огнестойкости с проведением фотофиксации нарушений (СНиП 21-01-97*, 123-ФЗ, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2013);
- соответствие огнезащитного теплоизоляционного материала воздуховодов системы общеобменной вентиляции и противодымной вентиляции требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности (123-ФЗ, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2013).
Для проверки толщины слоя теплоизоляционного материала используются инструментальные методы исследования: толщиномером «Константа-М» с датчиками ПД-3 и ПД-4 и штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1;
- наличие дверей лестничных клеток, а так же дверей эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (СНиП 21-01-97*, 123-ФЗ, СП 4.13130.2013);
- состояние огнезащитной обработки деревянных строительных конструкций (СНиП 21-01-97*, 123-ФЗ, СП 2.13130.2012).
Отбор образцов с деревянных конструкций, обработанной огнезащитным материалом производится инструментальным методом с помощью стамески, молотка, пилы. Затем проводятся испытания образцов в соответствии с ГОСТ 4 образца на 1000 кв.м. поверхности;
- состояние огнезащиты металлических строительных конструкций.
Необходимо визуально оценить имеющиеся повреждения огнезащиты с проведением фотофиксациии (СНиП 21-01-97*, 123-ФЗ, СП 2.13130.2012).
Замеры толщины слоя огнезащиты производится толщиномером «Константа-М».
В протоколе осмотра делается отметка о проведении соответствующих видов измерений.

2.2. Состояние системы электроснабжения электроприёмников объекта.
Внешним осмотром проверяют соответствие требованиям (ПУЭ, СП 6.13130.2009). При проведении инструментальных исследований, для определения участков электросети с повышенной температурой, которая обусловлена большим переходным сопротивлением (БПС), используются тепловизоры (TiS TEKKNO). Тепловизоры, при помощи соответствующего программного обеспечения, могут дать примерную количественную оценку температурному режиму токопроводящих жил участков электросети. Далее, в ходе исследования, сравниваются фактический температурный режим токопроводящих жил участков электросети с температурным режимом, указанным в технической документации на кабельное изделие, в соответствии с сечением проводников.
Для оценки состояния изоляции электропроводов используется мегаомметр (MIT 230). Оценка состояния изоляции электропроводов производится в соответствии с величиной тока, проходящей через жилы электропровода и типом изоляции.
Анализатором качества электрической энергии Metrel MI 2092 Power Harmonics Analyser, осуществляется мониторинг, регистрация и анализ основных показателей электросетей. Для фиксации нарушений требований пожарной безопасности, таких как соединение жил электропроводов методом «скрутки», использование приборов освещения без предусмотренной конструкцией рассеивателя (плафона), используется фотосъёмка.
В протоколе осмотра делается отметка о проведении соответствующих видов измерений.

2.3. Состояние системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
В ходе осмотра смонтированной СПС (системы пожарной сигнализации) и СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией) производится их соответствие принятым проектным решениям и нормативным документам в области пожарной безопасности (НПБ 110-03, НПБ 88-01, 123-ФЗ, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2009), производится замер и оценка нормативных расстояний между элементами систем, между элементами систем и конструктивных элементов объекта; правильность размещения элементов CПС и СОУЭ, правильность прокладки, сечения жил сигнальных и питающих кабельных линий CПС и СОУЭ. Производится замер уровня шума, который развивает СОУЭ в режиме «Пожар».
Используемые приборы: Лазерный дальномер DISTO A5; Рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502-98, Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1, персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением; шумомер Testo 816; люксметр фотоэлектрический Testo 545; секундомер, поверенный в соответствии с ГОСТ 8.423-81; мультиметр.
В протоколе осмотра делается отметка о проведении соответствующих видов измерений.

2.4. Состояние автоматической установки пожаротушения.
Внешним осмотром проверяют соответствие требованиям (НПБ 110-03, НПБ 88-01, 123-ФЗ, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2009):
- правильность размещения извещателей (соблюдение принятых в проекте расстояний между ними и мест их расположения);
- правильность выполнения линий связи от извещателей до шкафов управления (в установках с электропуском) или от универсальных сигнализаторов давления (СДУ) и элетроконтактных манометров (ЭКМ) к шкафам управления, а от них - к пусковым устройствам установки;
- соответствие проектному решению монтажа источников питания системы подачи огнетушащего средства;
- правильность расположения оросителей (расстояния между ними, от оросителей до стен и пола; их ориентировка на возможные очаги пожара);
- правильность прокладки трубопроводов (прямолинейность труб, вертикальность стояков, прочность крепления к строительным конструкциям и т.п.);
- наличие блокировочного устройства, предупреждающего преждевременное включение установки объемного тушения, и устройства для отключения вентиляции;
- наличие световой и звуковой предупредительной сигнализации о необходимости покинуть помещение до пуска системы подачи огнетушащего средства (газ, порошок);
- правильность монтажа узлов управления и устройств ручного пуска;
- соответствие количества средств тушения количеству, предусмотренному проектом;
- окраску в красный цвет насосов, узлов управления и ручного пуска, баллонов и емкостей для огнетушащих средств; соответствие окраски трубопроводов цветам в соответствии с требуемыми нормативными документами.
- правильность устройства помещения станции пожаротушения;
- наличие требуемого количества запасных частей (спринклеров, тросовых замков, пиропатронов, сигнальных ламп и др.) и мест для их хранения.
Используемые приборы: лазерный дальномер DISTO A5; рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502-98, штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1 по ГОСТ 166-89, персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением; секундомер, поверенный в соответствии с ГОСТ 8.423-81; мультиметр Hubitools HU31003.
В протоколе осмотра делается отметка о проведении соответствующих видов измерений.

2.5. Состояние системы противодымной защиты.
Проверяется: схемное решение противодымной защиты объекта; количество, монтажное положение и технические данные вентиляторов и электроприводов вытяжной противодымной вентиляциик, приточной противодымной вентиляциик, противопожарных (дымовых и огнезадерживающих) клапанов; состояние огнезащитных покрытий каналов приточно-вытяжной противодымной вентиляции; наличие и состояние уплотнений притворов дверей, устройств их самозакрывания; срабатывание исполнительных механизмов и устройств противодымной защиты в автоматическом (дистанционном и местном) режиме управления; фактический расход воздуха, удаляемого через дымовые клапаны; фактические значения избыточного давления на нижних этажах незадымляемых лестничных клеток 2-го типа (секций лестничных клеток), в шахтах лифтов и тамбур-шлюзах (123-ФЗ, СП 7.13130.2009, СНиП 41-01-2003, НПБ 240-97, ГОСТ Р 53300-2009).
Для проведения измерений применяются: анемометр testo 405, дифференциальный манометр testo 512. Измерения производятся в соответствии с ГОСТ Р 53300—2009.
В протоколе осмотра делается отметка о проведении соответствующих видов измерений.

2.6. Состояние системы внутреннего противопожарного водопровода.
Проводится визуальный осмотр (на комплектность) элементов системы ВПВ. Проверка на работоспособность проводится в целях установления исправности клапанов пожарных кранов и соответствия основных гидравлических параметров испытываемых ВПВ (расход через ручной пожарный ствол (водоотдача пожарного крана), давление подачи и высота компактной части струи) на соответствие требуемым параметрам нормативных показателей (123-ФЗ, СП 10.13130.2009, СНиП 2.04.01-85*).
Для проведения измерений применяются: гидротестер, рулетка измерительная, дальномер.
В протоколе осмотра делается отметка о проведении соответствующих видов измерений.

2.7. Безопасность при проведении аварийно-спасательных работ и работ по тушению пожара.
Оценивается возможность проезда пожарных  и спасательных подразделений к объекту, противопожарные расстояния между зданиями (строениями), нормативные расстояния для подъезда пожарных подразделений. Производится осмотр элементов конструкций наружных пожарных лестниц и ограждений на кровле, конструктивного исполнения лифта для транспортирования пожарных подразделений.
Проводится визуальный осмотр конструктивных элементов кабины лифта. Изучение проектной, технической документации, сертификатов, специальных технических условий (если разрабатывались) на соответствие конструктивных элементов лифта требуемым пределам огнестойкости. (НПБ 250-97, НПБ 245-01, ГОСТ Р 52382–2005, ГОСТ Р 53254-2009).
Измерения давления системы подпора воздуха в шахту лифта проводятся дифференциальным манометром. Показатели требуемых нормативных расстояний определяются дальномером.
В протоколе осмотра делается отметка о проведении соответствующих видов измерений.

3. Расчёт пожарного риска, расчёт времени эвакуации людей в случае пожара, моделирование распространения ОФП (опасных факторов пожара).
Величина расчетного пожарного риска зависит от частоты возникновения пожара в здании в течение года, вероятности эффективного срабатывания установок автоматического пожаротушения, вероятности эвакуации людей; и вероятности эффективной работы системы противопожарной защиты (вероятности эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации, вероятности эффективного срабатывания  автоматической установки пожаротушения, вероятности эффективного срабатывания системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, вероятности эффективного срабатывания системы противодымной защиты).
Оценка и расчет пожарного риска  проводится с целью определения степени защищенности данного объекта против пожара и его последствий. 
После анализа выявленных нарушений нормативных документов в области пожарной безопасности на объекте, эксперт выявляет:
- участки, в которых с большей степенью вероятности может возникнуть потенциальная угроза возникновения пожара для определения модельных очагов пожара при расчёте пожарного риска;
- участки, в которых с большей степенью вероятности может возникнуть угроза жизни или здоровью людей (увеличение времени эвакуации до момента воздействия на людей ОФП), с учётом пожарной нагрузки в помещениях объекта и объёмно-планировочных решений и геометрических параметров объекта для определения времени безопасной эвакуации людей в случае пожара при расчёте пожарного риска.
Далее, по этим исходным данным производится расчет пожарного риска, который позволяет определить количественную меру пожарной опасности  и ее последствий для людей и объектов, возможный риск гибели людей, работающих на данном объекте, находящихся в близости от него или тех, кто занимается процессом пожаротушения. Кроме того, с помощью расчета пожарного риска, можно определить места скопления людей при эвакуации в случае пожара и участки скорейшего наступления опасных факторов пожара, а следовательно и участки блокирования путей эвакуации и эвакуационных выходов. Также при расчете пожарного риска есть возможность проанализировать эффективность систем АППЗ, установленных на объекте защиты.
Выполнение расчета пожарного риска непосредственно после возникновения пожара позволяет выявить недостатки в объемно-планировочных решениях и технических решениях противопожарной защиты  конкретного объекта, в результате которых был нанесен материальный ущерб и/или гибель людей.
Работы по расчёту пожарного риска, расчёту времени эвакуации людей в случае пожара, по моделированию распространения ОФП осуществляются с помощью специальных программных комплексов, таких как:
- FDS (Fire Dynamic Simulation) реализует вычислительную гидродинамическую модель (CFD) тепломассопереноса при горении. FDS численно решает уравнение Навье-Стокса для низкоскоростных температурно-зависимых потоков, особое внимание уделяется распространению дыма и теплопередаче при пожаре. Модель представляет собой систему уравнений в частных производных, включающую уравнение сохранения массы, момента энергии, и решается на трехмерной регулярной сетке. Для моделирования движения дыма, спринклеров и распыла топлива используются лагранжевы частицы.
На сегодняшний день приблизительно половина приложений модели служит для проектирования систем управления дымом и изучения активации спринклеров и детекторов. Другая половина служит для восстановления картины пожара в жилых и промышленных помещениях. Основной целью FDS на протяжении своего развития было решение прикладных задач пожаробезопасности и в тоже время обеспечение инструментом для изучения фундаментальных процессов на пожаре.
- Smokeview – программа, созданная для визуализации данных расчета FDS. Она позволяет наглядно увидеть распространение дыма, пламени, поля температур и другие величины.
- СИТИС: Флоутек.
Реализует расчет времени эвакуации из здания согласно положениям Приложения 2, 4 и 5 "Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности", а также ГОСТ 12.1.004-91* "Пожарная безопасность. Общие требования". Возможность ввода исходных данных для расчета с помощью встроенного графического редактора на основе сканированных планов здания, возможность создания нескольких сценариев эвакуации.
Реализована поддержка параметризации (значения некоторых свойств, например количество человек, плотность, время начала эвакуации можно задавать в виде математических выражений), отображение карты расчетных участков и пути эвакуации, просмотр основных параметров для каждого расчетного участка.
- СИТИС: Блок.
Реализует расчет динамики развития опасных факторов пожара по двух-зонной модели CFAST согласно Приложения 6 "Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" и определение критической продолжительности пожара, времени блокирования. Имеется встроенная база данных исходных данных, типовых горючих нагрузок - Кошмаров Ю.А. "Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении".
Существует возможность создания нескольких расчетных сценариев пожара, 2D/3D анимация распространения опасных факторов пожара с возможностью пошагового просмотра построение графиков развития опасных факторов пожара с указанием предельных значений.
- СИТИС: Эватек.
Программа предназначена для моделирования процесса эвакуации людей из здания. Результатами работы программы являются данные о всем процессе эвакуации: время эвакуации людей из здания, время эвакуации из частей здания, плотности потоков в любой момент времени в любой части здания, пропускная способность частей здания и др.
- СИТИС: ВИМ.
Расчет динамики развития опасных факторов пожара по интегральной модели согласно Приложения 6 "Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности". Определение критической продолжительности пожара, времени блокирования, в том числе с учетом работы систем дымоудаления и подпора воздуха.
Имеется встроенная база данных исходных данных, типовых горючих нагрузок - Кошмаров Ю.А. "Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении".
Существует возможность создания нескольких расчетных сценариев пожара, 2D/3D анимация распространения опасных факторов пожара с возможностью пошагового просмотра, построение графиков развития опасных факторов пожара с указанием предельных значений.
-СИТИС: PyroSim.
Предоставляет пользовательский графический интерфейс для моделирования динамики развития опасных факторов пожара полевым методом на основе Fire Dynamics Simulator (FDS).
Содержит современный графический редактор для создания и изменения расчетных моделей с большим количеством встроенных инструментов.
-СИТИС: Спринт.
Программа СИТИС: Спринт предназначена для управления расчетом вероятности эвакуации и анализа результатов расчета. Программа позволяет:
- создать несколько сценариев для расчета вероятности эвакуации, рассчитать вероятность каждого сценария;
- экспортировать сценарии на расчет в расчетные программы («СИТИС: Блок», «СИТИС: Флоутек», «СИТИС: Эватек», «СИТИС: ВИМ»);
- импортировать результаты расчета из расчетных программ;
- рассчитать вероятность эвакуации, сделать вывод по удовлетворению зданием нормам по пожарному риску.
Каждая из программ «СИТИС» формирует отчет, включающий исходные данные, таблицы расчета времени.

При использовании комплексного подхода к производству пожарно-технических экспертиз в области нарушений нормативных требований области пожарной безопасности, включающего в себя осмотр и исследование объекта с использованием необходимой приборной базы для замеров необходимых параметров системы противопожарной защиты, с целью сбора необходимых сведений и данных для проведения дальнейшего анализа, а также расчёт пожарного риска, расчёт времени эвакуации людей в случае пожара, моделирование распространения ОФП (опасных факторов пожара), повышается эффективность и качество исследования объектов. Данный подход позволяет оценить систему противопожарной защиты объекта в целом, а так же спрогнозировать сценарии возможных пожаров.

 


ФГБУ «СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
«ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ»
197046, Санкт-Петербург, ул. Пеньковая, д. 6
т/ф: (812) 230-56-17
, 230-52-80