ФГБУ ИПЛ по г. Санкт-Петербургу

 

 

 


 

 

 

 


 
 

Применение методов инструментального контроля и современного лабораторно-аналитического оборудования для проведения испытаний систем автоматической противопожарной защиты сотрудниками ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу и особенности проведения пожарно-технических исследований.


В настоящий момент основная масса объектов защиты оборудованы технически сложными системами противопожарной защиты, такие как: автоматические установки пожаротушения, автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной вентиляции, системы внутреннего и наружного противопожарного водопровода, огнезащита строительных конструкций и элементов инженерных систем зданий, в рамках проводимых мероприятий по оценке работоспособности систем пожарной автоматики (в соответствии с п. 61 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме") необходимо осуществлять испытания систем противопожарной защиты методом инструментального контроля, с целью установления соответствия фактических параметров систем, требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности. К сожалению не все коммерческие организации оказывающие услуги в области обеспечения пожарной безопасности располагают необходимой материально-технической базой, позволяющей проводить инструментальный контроль инженерных систем обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты. В связи с вышеизложенным, к проведению инструментального контроля собственникам, правообладателям и представителям объектов целесообразно привлекать не представителей сомнительных коммерческих организации а сотрудников независимых организаций, аккредитованных в установленных законом порядке в области пожарной безопасности. В городе Санкт-Петербурге, аккредитованной в установленном законом порядке организацией в области пожарной безопасности для проведения инструментального контроля систем автоматической противопожарной защиты, а так же контроля качества выполненных работ по повышению пределов огнестойкости строительных конструкций, является ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу.  

  Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатории» по Санкт-Петербургу», является специализированным пожарно-техническим учреждением, созданным для проведения научных исследований в области обеспечения пожарной безопасности, и организации производства судебных экспертиз, на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике.
Лаборатория имеет в штате квалифицированных специалистов и экспертов, и оснащена необходимым комплексом лабораторно-аналитического и испытательного оборудования применяемого с учетом требований ФЗ «О единстве средств измерений». В подразделении созданы все необходимые условия для производства всех видов судебных пожарно-технических экспертиз и исследований, включая условия хранения  поступивших материалов и объектов для исследования.

В настоящий момент времени  16 сотрудников лаборатории аттестованы на право самостоятельного производства судебных пожарно-технических экспертиз, при этом 7 сотрудников аттестованы по двум и более специализациям. Хочется отметить, что СЭУ ФПС ИПЛ по Санкт-Петербургу, являться единственной в структуре МЧС России,  имеющей в своем штате судебных экспертов по всем 8 специализациям судебной пожарно-технической экспертизы, 6 сотрудников аттестованы по специализации «Анализ нарушений требований пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий», которые непосредственно занимаются вопросами обеспечения полномочий  органов федерального государственного пожарного надзора, в рамках проведения мероприятий по контролю на объектах защиты.

Основная задача эксперта при участии в проведении надзорных мероприятий —  оказание помощи инспектору при выявлении и фиксации нарушений требований норм пожарной безопасности. Помощь может быть оказана в виде использования технических средств выявления (инструментальных полевых методов) и фиксации нарушений.
По результатам участия специалистов СЭУ ФПС ИПЛ при использовании методов инструментального контроля специалист СЭУ ФПС ИПЛ готовит протоколы испытаний с указанием применяемого оборудования, условий и результатов измерений.

В рамках реализации требований Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно статьи 81, положениями которой определены требования к функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, однако не содержит требований по оценке и контролю данных систем, что не позволяет сделать однозначный вывод о соответствии данных систем требованиям пожарной безопасности.   
В рамках настоящего доклада хочется остановиться на более сложных системах объектов защиты, такие как автоматические установки водяного пожаротушения, оценка функциональных характеристик которых не представляется возможным без применения современных методов инструментального контроля.   

При анализе нормативных требований свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее ­– СП5) и специфику применения данных требований для автоматических установок водяного пожаротушения (далее - АУП) при проектировании, проведении монтажных работ с последующей приемкой систем в эксплуатацию и проведением периодических испытаний, возникает ряд частных случаев, требующих более детального исследования.

Однако, даже существующие требования, предназначенные для типовых (простых) установок пожаротушения, имеют ряд существенных недостатков и недоработок, которые существенно усугубляют вопросы проблематики в данном комплексе организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты.

В первую очередь одними из основных недостатков требований СП 5, с чего начинается этап создания системы на стадии проведения гидравлического расчета, является проблема подбора диаметра трубопроводов, а точнее наличие 3-х зависимых величин в составе уравнения, при вычислении которых возникает достаточно большой диапазон пренебрежений (округление результатов в сторону ближайшего значения диаметра трубопровода подбираемого в диапазоне предписанных методикой скоростей потока жидкости). В связи с чем, хоть положения методики и учитывают выравнивание давления в трубопроводе (принимая наибольшее значение), однако в данном случае необходимо учитывать, что в секциях пожаротушения большого объема и сложной конфигурации пренебрегается достаточной большим количеством погрешностей, влияющих на гидравлические показатели системы, тем более в приближенных расчетах методикой допускается местные сопротивления (в том числе с учетом потерь в узле управления) принимать равными 20 % сопротивления сети трубопроводов, что зачастую у организаций-проектировщиков является излюбленным способом по определению гидравлических потерь.
По результатам проведенных исследований и натурных испытаний систем АУП, было установлено, что существует еще один основной аспект, который категорически нельзя оставлять без внимания. Основными техническими характеристиками, необходимыми при определении гидравлических параметров спринклерных оросителей, являются: монтажное положение, коэффициент тепловой инерционности, интенсивность орошения, эпюры орошения. Однако, в связи с тем, что согласно ГОСТ Р 51043-2002 «Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний» в паспорте на оросители, кроме требований, изложенных в 5.1, должны быть указаны: - для оросителей общего назначения и оросителей для подвесных потолков – давление, при котором обеспечивается нормативная интенсивность орошения защищаемой площади, а также эпюры интенсивности орошения с высоты 2,5 м при давлении 0,1; 0,2; 0,3 и 0,4 МПа, определить необходимые технические характеристики спринклерных оросителей (которые устанавливаются на высоте от 2,5 и до 20 м) не представляется возможным.

Таким образом, наравне с недостатками в гидравлическом расчете, существует проблематика, возникающая при проведении приемосдаточных испытаний в соответствии с ГОСТ Р 50680-94 «Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 50680-94). Проведение испытаний в соответствии с данным ГОСТом, в первую очередь не учитывает совместное действие АУП и внутреннего противопожарного водопровода, питаемых от единого ввода от городской водопроводной сети. Одновременно с этим, учитывая существующие недостатки методики гидравлического расчета (рекомендуемой СП5), при проведении испытаний АУП, не представляется возможным определить функциональные характеристики испытываемых систем (даже при установке оросителей на высоте 2,5 м, не говоря уже о оросителях устанавливаемых не большей высоте), исходя только из полученной интенсивности диктующего оросителя, в связи с тем фактом, что существует большая вероятность математических просчетов при определении гидравлических параметров всей системы АУП.
Помимо этого, на сегодняшний день, широко применяются системы АУП тонкораспыленной водой (далее – АУП-ТРВ) на существующих объектах и объектах нового строительства (в том числе и проектируемые на основе разработанных СТУ). Однако, с момента последней редакции внесенных изменений в СП5 от 01.06.2011 по настоящее время, в составе нормативных документов, содержащих требования по проектированию и монтажу систем пожаротушения, отсутствует перечень требований необходимый для качественного проектирования, монтажа, проведения приемосдаточных испытаний АУП-ТРВ, позволяющий оценить функциональные характеристики данных систем в соответствии с положениями «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».

В ходе проведения вышеуказанных испытаний и исследований, было установлено, что в 80 % случаев, системы АППЗ не выполняют возложенные на них функции, а 30 % работ по огнезащитной обработки строительных конструкций выполнены не качественно и с нарушениями технологии производства работ.

В соответствии требованиями п. 21 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», состояние огнезащитной обработки (пропитки), должно проверяться не реже двух раз в год.  При этом действующая нормативно-правовая база в области обеспечения пожарной безопасности, не содержит обязательных требований, по вневедомственной оценке качества выполняемых работ, что нередко приводит к ряду нарушений технологии применения огнезащитных материалов, и как следствие не обеспечение требуемой огнезащитной эффективности различных типов конструкций.

Результаты независимой оценки качества выполненных огнезащитных работ, проводимой специалистами ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу, выявили ряд существенных недостатков при производстве огнезащитных работ, а именно:
- низкое качество подготовки поверхностей конструкций (изделий), подвергаемых огнезащитной обработке, что в той или иной степени ухудшает адгезионные свойства покрытий;
- несоблюдение необходимых норм расхода материала или толщины покрытия на обрабатываемой поверхности конструкций (изделий);
- нарушение рецептуры огнезащитных составов, при применении многокомпонентных  материалов, что приводит к снижению огнезащитной эффективности и адгезионных свойств, и другие.

При этом необходимо  отметить, что для оценки качества выполненных огнезащитных работ в  соответствии с методиками, предусмотренными национальными стандартами, необходимо применение специальных знаний, контрольно-измерительных приборов и лабораторно-аналитического оборудования, что не позволяет организациям, выполнявшим работы и услуги в области обеспечения пожарной безопасности  объективно оценить огнезащитную эффективность защищенных конструкций.
Проведя анализ причин ненадлежайшего качества работ в области обеспечения систем пожарной безопасности, можно сделать вывод о том, что во многих случаях организация контроля качества на предприятиях, выполняющих данные работы, является несовершенной.
На основании вышеизложенного в рамках реализации положений Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» возникает необходимость во внесении изменений в СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в части конкретизации требований, предъявляемых к автоматическим установкам водяного пожаротушения (в том числе и ТРВ), а также разработке методик проведения периодических испытаний на действующих объектах.

 


ФГБУ «СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
«ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ»
197046, Санкт-Петербург, ул. Пеньковая, д. 6
т/ф: (812) 230-56-17
, 230-52-80