ФГБУ ИПЛ по г. Санкт-Петербургу

 

 

 


 

 

 

 


 
 

Анализ необходимости проведения пожарно-технических исследований систем противопожарной защиты методом инструментального контроля.

 

В ходе осуществления деятельности ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ, как экспертной организации по участию в мероприятиях по проведению испытаний систем противопожарной защиты, проводимых с целью оценки качества монтажа, эффективности систем и их работоспособности, определения функциональных характеристик систем противопожарной защиты на предмет их соответствия нормативным требованиям пожарной безопасности на объектах защиты, более чем в 70% случаев, устанавливаются факты несоответствия элементов систем противопожарной защиты нормативным требованиям по пожарной безопасности.
Как показала практика проведения пожарно-технических исследований систем противопожарной защиты методом инструментального контроля, не эффективная работа систем противопожарной защиты вызвана ненадлежащим качеством работ организациями, выполняющих работы по монтажу  этих систем. Данные организации не всегда располагают в полной мере квалифицированными специалистами и  лабораторно-аналитическими приборами для проведения  контроля качества. При этом отсутствие в штате организаций заказчика работ и услуг, осуществляющих приемку выполненных работ, квалифицированных специалистов по оценке качества и эффективности смонтированных систем противопожарной защиты, не позволяет  выявить дефекты и нарушения на стадии ввода систем в эксплуатацию, а за частую и на стадии проектирования.
Наиболее остро данная проблематика выражена на объектах социальной сферы, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, объекты здравоохранения и культуры. Приемку работ в области обеспечения пожарной безопасности на перечисленных объектах осуществляют, непосредственно сотрудники учреждений, которые не обладают специальными знаниями и практическим опытом оценки качества работ  в области пожарной безопасности. И в первую очередь формируют выводы о соответствии выполненных работ, на основании перечня документов и оборудования, изложенного в техническом задании на выполнение работ, которые, как правило, также подготовлено некомпетентными в этой области специалистами. В данном случае, доминирующим аргументом качества, является выполнение работ лицензированной организацией, что при существующих инструментах лицензионного контроля достаточно не объективно. Так как зачастую органы, осуществляющие лицензионный контроль в полной мере не могут оценить не выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами. Данное обстоятельство обусловлено, в первую очередь тем, что лицензиат выполняет свои работы на объектах иных юридических лиц, которые не заинтересованы в излишнем внимание органов осуществляющих федеральный пожарный надзор, и соответственно в качестве, зачастую непреодолимого барьера,  выступают положения федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А органы федерального пожарного надзора не наделены полномочиями по рассмотрению проектной документации и полномочиями по приемке и вводу в эксплуатацию.
 Сложившиеся ситуация вызывает серьезную озабоченность качеством производства работ по обеспечению систем противопожарной защиты объектов, а соответственно и эффективностью  расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программы в области обеспечения пожарной безопасности из различных источников бюджета.
Хочется отметить, что в соответствии со ст.94 Федерального закона №44 « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнение контракта включает в себя комплекс мер, в том числе проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.
Оценка соответствия работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности позволит эффективно защитить потребителей от недобросовестных поставщиков услуг и работ, как, в общем, на рынке, так и в рамках развития контрактной системы. Позволит повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на обеспечение пожарной безопасности. Позволит существенно сократить применение схем «откатов» при реализации контрактов  на выполнение работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности, так как высвобождение средств для данных схем, от общей стоимости работ, образуется именно за счет применения ненадлежащего оборудования и не выполнения ряда работ, предусмотренных комплектом рабочей документации.

 


ФГБУ «СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
«ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ»
197046, Санкт-Петербург, ул. Пеньковая, д. 6
т/ф: (812) 230-56-17
, 230-52-80